Межнациональные отношения в Канаде
Канаду нельзя назвать страной образцовых межнациональных отношений. До сих пор не решены взаимоотношения с индейцами. К примеру, в 1995 произошли кровавые столкновения между полицией и индейцами в Онтарио и в провинции Британская Колумбия из-за территориальных размежеваний.
Уже сейчас создаются предпосылки для будущих столкновений между канадцами и иммигрантами, особенно из Китая, точнее из Гонконга, Тайваня и КНР. Их становится все больше и больше, что вызывает нервозность со стороны англофонов в Британской Колумбии и в Онтарио (места концентрации китайцев). Некоторые начали, пока в шутку, называть Ванкувер Чайваном (China + Vancouver = Chivan) или Гонкувер. Хотя прямых столкновений между различными национальными общинами, как, например, в США, в Канаде, нет, но многие политологи не исключают их в будущем. Но вот что заметно уже сейчас. Канада не является страной, в которой как в "плавильным котле" перемалывались бы национальные культуры в единую общеканадскую культуру. Здесь действительно существует много довольно спаянных национальных общин. Выделяются по многочисленности и организованности китайская, японская, индийская, украинская, еврейская, итальянская, немецкая общины. Эти общины весьма ревностно и довольно успешно сохраняют собственную национальную сущность, включая язык и культуру. И все они находятся в состоянии мирного сосуществования, не сливаясь ни между собой, ни с коренными канадцами. Другими словами, они не формируют общенациональную канадскую культуру. Они не обогащают друг друга, а просто сосуществуют друг с другом: японская сама по себе, китайская сама по себе и все сами по себе. Китаец, хоть и с канадским паспортом, остается китайцем, японец японцем и т.д. Причем в любом поколении. Даже если у него родным языком является английский, он все равно китаец, немец, итальянец. Полная ассимиляция в англосаксонскую культуру канадского типа происходит с очень тонким слоем любых иммигрантов и только в случае полной оторванности от своих общин.
Таким образом, принцип мирного сосуществования восторжествовал на практике. Пока. Но не исключено, что по мере массового притока иммигрантов, прежде всего из Китая (речь может идти о миллионах), и усиления их экономического веса в стране соотношение сил может измениться не в пользу англосаксов. Беспокойство в этой связи проявляется в открытой атаке одной из партий (Партии Реформ) против правительственной иммиграционной политики.
Аналогичные опасения высказываются и в США, правда, в основном по поводу наплыва испано-язычных эмигрантов, занимающих очень серьезные позиции в экономике, культуре и политике США. Известная НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), открывающая экономические границы Мексики, США и Канады, способствует этому процессу. Некоторые американские авторы прогнозируют в следующем веке межнациональные катаклизмы в США с угрозой распада этой страны на ряд самостоятельных территорий или языковых анклавов (к примеру, испаноязычный анклав). В газетах постоянно сообщается, как белые американцы под напором черных и азиатов снимаются с насиженных мест и устремляются в "белые" районы. Например, за период с 1985 по 1990 гг. из Нью-Йорка уехало полмиллиона человек, Техаса и Иллинойса по 250 тыс. человек, Масачусетса - 114 тыс. человек. "Америка, - пишет журналист, - разделилась на две совершенно различные нации: одна - меняющаяся, взбудораженная, крайне разнообразная, другая - степенная, спокойная, белая. И обе нации в опасном противостоянии друг к другу: в политических, экономических и культурологических отношениях".
Названия статей говорят сами за себя - "Балканизация Америки", "Апокалипсис США" и т.д. В США, также как и в Канаде, вместо "плавильного котла" получился многослойный пирог с дымовой шашкой вместо начинки. Когда взорвется, никто не знает, но все знают, что взорвется обязательно.
Читать дальше: Безопасность канадского общества
Как заказать диссертации защищенные.
|