флаг Канады

Канада - страна твоей мечты! InToronto.ru - это сайт для всех, кто ищет информацию о Канаде: география и история Канады, политика Канады, работа в Канаде, туризм в Канаде, иммиграция в Канаду, города Канады, как живут русские в Канаде, обычаи канадцев и многое другое.
Поиск по сайту:

навигация по сайту






   

Канада после I-ой Мировой войны

   

   

   Относительно поздно встав на путь капиталистического развития, Канада к началу первой мировой войны находилась еще на стадии слаборазвитой аграрно-индустриальной страны, своего рода "пшеничным доминионом". В ходе первой мировой войны значительно возрос спрос на канадскую продукцию в воюющих странах, что способствовало превращению Канады из аграрно-индустриальной в индустриально-аграрную.

   И хотя в Канаде в период между двумя мировыми войнами утвердился монополистический капитализм, процесс этот проходил в специфических условиях. Экономика Канады в межвоенный период была еще недостаточно развита. Значительную часть промышленного оборудования приходилось ввозить из США. Мало добывалось угля, нефти, железной руды. Но с 1924 г. и до конца 20-х годов, когда во всем капиталистическом мире началась относительная стабилизация, значительная часть отраслей канадской экономики оказалась на подъеме. Стали быстро развиваться гидроэнергетика, машиностроение, добыча нефти, производство алюминия, выплавка стали, ряд отраслей обрабатывающей промышленности.

   Высокой степени концентрации в этот период достиг банковский капитал. С 1900 по 1928 г. произошло слияние мелких банков. В результате вместо 40 банков функционировало лишь 10, три из которых - Монреальский, Королевский и Канадский коммерческий - сосредоточили в своих руках около 70% всех банковских капиталов Канады.

   В межвоенные годы четко определилась большая зависимость экономики Канады от внешних рынков. Более 50% ее экспорта составляли сырье и полуфабрикаты. В 1929 г. на долю Канады в мировом экспорте приходилось: никеля - 72%, асбеста - 72, газетной бумаги - 62, пшеницы - 32, алюми-ния - 31, цинка, свинца, меди - 14%. Основным рынком для Канады служил рынок США, потреблявший около 40% всего вывоза. На долю Великобритании приходилось 33% канадского экспорта.

   Зависимость от внешнего рынка состояла еще и в том, что производство многих товаров превышало спрос внутреннего рынка. Так, пшеницы получали в 5 раз, газетной бумаги - в 10 раз, цветных металлов - в 20 раз больше, нежели требовалось для внутреннего потребления. Это создавало неопределенность и неустойчивость экономики, полную зависимость от спроса на рынках США и Англии. Появилась также потребность ввоза целого ряда готовых изделий из США и Англии. В 1928 г. доля США в общем канадском импорте составляла 68%, Англии - 15%.

   Перспективы будущего процветания Канады связывались с богатейшими природными ресурсами и значительной иммиграцией из Европы. В стране обрабатывалось лишь 10% земель, а полноводные реки и озера сулили богатейшие возможности для получения гидроэнергии. Площадь канадских лесов составляла свыше 1 млн. кв. миль, т. е. 2 /3 всех лесов Северо-Американского континента. Канада обладала 90% разведанных мировых запасов никеля, 65% асбеста, 50% кобальта.

   Тяжелое экономическое положение в европейских капиталистических странах вызвало новую волну эмиграции за океан - в США и Канаду. С 1921 по 1931 г. в Канаду приехало более 1,5 млн. иммигрантов. Особую роль в развитии канадской экономики сыграл мировой экономический кризис 1929-1933 гг., от разрушительных последствий которого Канада длительное время не могла оправиться. В 1930 г. почти все отрасли уменьшили выпуск продукции на 12%. В 1933 г. объем промышленного производства сократился вдвое. В 1931 г. экспорт снизился на 31%, импорт - на 40% в сравнении с 1930 г. Все это привело к еще большей зависимости от капитала США, который прибрал к рукам разорившиеся канадские предприятия.

   Помимо кризиса сельское хозяйство Канады серьезно пострадало также от засухи, холодных зим и резкого падения цен на зерно на мировых рынках. С 1929 по 1933 г. мировые цены на продукцию сельского хозяйства снизились на 88%. В 1930 г. 90 млн. бушелей пшеницы оказалось на элеваторах. Из-за низких цен пшеницу сжигали в печах, оставляли неубранной на полях. За годы кризиса из 480 тыс. канадских фермеров разорилось около 240 тыс.

   Кризис отразился и на положении рабочего класса. В 1930 г. более 50% промышленных рабочих оказались за воротами предприятий, 40% заводов и фабрик работали по сокращенной неделе. Положение трудящихся усугублялось еще и тем, что в Канаде в те годы отсутствовали какие-либо формы социального обеспечения и страхования.

   В послекризисный период экономика Канады определенное время оставалась в состоянии застоя, а затем пережила новый экономический спад под влиянием нового мирового экономического кризиса. За 1937-1938 гг. производство сократилось на 20%, канадский экспорт уменьшился на 1/З, число безработных составляло 14,8%. Спасательным кругом для Канады в этой обстановке явился повышенный спрос на стратегическое сырье, что позволило сохранить определенное оживление в ряде отраслей промышленности. Добыча золота и меди увеличилась в 3 раза, никеля и цинка - в 2 раза, алюминия - почти в 3 раза, стоимость продукции цветной металлургии возросла в 2 раза. Но с половинной загрузкой работали автомобильные заводы, судоверфи, химические, металлургические и деревообрабатывающие предприятия.

   Между тем США продолжали вкладывать большие средства в такие отрасли, как резиновая, производство алюминия, газетной бумаги, добыча цветных металлов и золота. В предвоенные годы доля капитала США в добыче цветных металлов Канады составила 38-40%, в резиновой промышленности - 65, в автомобильной - 82%.

   В межвоенные годы при активной поддержке государства активизировали свою деятельность крупные канадские монополии, воспользовавшиеся ослабленными позициями английского конкурента. Они захватили командные высоты в железнодорожном транспорте, текстильной и металлургической промышленности, в электроэнергетике и финансово-кредитной системе. Происходило объединение государственных и национализированных частных железных дорог, и появлялись могущественные государственные монополии - Канадская национальная железная дорога протяженностью 23 тыс. миль и стоимостью свыше 2 млрд. долл. Выразителем интересов крупной канадской буржуазии в этот период выступила Ассоциация канадских промышленников (АКП).

   

   

   Читать дальше: Канада после II-ой Мировой войны

Поиск по сайту:

Понравилась страница?




Развитие экономики в XIX-XX веках
На переломе XIX и XX вв. из Европы в Канаду хлынул поток иммигрантов. Это было вызвано строительством железнодорожной магистрали, потребовавшим большого количества рабочих рук, колонизацией ...
Читать полностью: Развитие экономики в XIX-XX веках


© Дмитрий Неупокоев, 1998-2018
Внимание! Авторские права на все материалы данного сайта зарегистрированы и принадлежат Дмитрию Неупокоеву, если иное явно не указано в тексте статьи. Частичное или полное копирование информации является нарушением Закона РФ об авторских и смежных правах. Нарушающие данный закон будут преследоваться. По всем вопросам связывайтесь с автором.